Год выпуска: 2010
Режиссер: Александр
Мержанов
Описание: Весь мир знает этого человека только как
главного конструктора легендарного "Бурана". Однако незадолго перед
смертью в одном телеинтервью он неожиданно откровенно заявил, что именно
реализация "Бурана" позволила ему "не совсем даже законными методами
провести важные испытания другой космической системы". Глеб
Лозино-Лозинский говорил о главном проекте своей жизни – "Спирали",
который почти не известна обывателю, хотя работу над ним он не прекращал
никогда, не смотря ни на какие запреты.
Лозинский доказывал - в
космос надо взлетать только на крыльях и на них же возвращаться на
Землю. Это и будет настоящая многоразовая и к тому же доступная
космонавтика. Ведь для космического старта уже вообще не требуется
специальный космодром – хватит обычного аэродрома.
История боевой
советской "многоразовой" космонавтики - "белое пятно", где главным
действующим лицом был конструктор Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский. Свою
"Спираль" - проект многоразового космического челнока, взлетающего с
борта специального гиперзвукового самолета - Лозино-Лозинский начал
создавать еще в 1965 году. До сих пор все попытки за рубежом сделать
аналогичную систему терпели фиаско. И у нас принято считать, что от
"Спирали", официально и вроде бы бесповоротно закрытой во второй
половине 70-х, осталась лишь маленькая пластмассовая модель, изредка
демонстрируемая на телеэкранах.
На самом деле Лозино-Лозинский, взяв
на себя всю полноту ответственности, втайне от официальных властей,
фактически полностью реализовал этот проект (в усовершенствованном виде
известный ныне специалистам как МАКС – Многоразовая
авиационно-космическая система, хотя об истинных его возможностях и
степени готовности не говорят). Своим единоличным решением, не ставя в
известность руководство страны, он все же сумел испытать в реальном
космическом полете многоразовый боевой орбитальный корабль, настоящий
космический истребитель-бомбардировщик.
Об этих испытаниях стало
известно в США – попытка перехватить приводнявшийся в Тихом океане
советский боевой корабль американским военным флотом предпринималась. И
это только один и, может быть, не самый значимый эпизод в неизвестной
истории советского космоса и биографии Генерального конструктора.
Биографии на грани триумфа, в конечном итоге всегда остававшейся драмой.
Ведь даже сегодня не говорится, что концепция проекта "Энергия-Буран",
на которой настаивало руководство страны, вызывала у Лозино-Лозинского
серьезные возражения. И все же за постройку самого "Бурана" Глеб
Евгеньевич взялся во многом благодаря тому, что, официально возглавив
один проект, он неофициально смог продолжить другой. И так он поступал
всегда – работая над любой официальной программой, он умудрялся в ее
рамках проводить нужные ему испытания и исследования, чтобы довести
собственный проект до совершенства.
Парадокс в том, что вроде бы
противопоставляя себя всей государственной машине, Лозино-Лозинский
всегда оставался ярым государственником, жестко пресекая любое
инакомыслие со стороны своих сотрудников, когда это государство в
очередной раз хоронило его проект. Это был человек своего времени: он
никогда не спорил с системой, он пытался использовать ее. Обладая
по-настоящему деспотичным характером, безжалостно карая и увольняя, он
прекрасно знал себе цену - единственному в СССР конструктору полностью
многоразовых кораблей, создающему реальные проекты. И возможно, потому
он все же добился своего: Многоразовая авиационно-космическая система
Г.Е. Лозино-Лозинского сегодня технически полностью реализуема для
грядущих Звездных войн. В том, что они неизбежны, он не сомневался
никогда…
Страна: Россия
Продолжительность:
00:44:05
Всего комментариев: 1 | |
| |